Преображение Господне?
Цитата:
А я продолжу тему, если позволите)). Сегодня на службе во время чтения Евангелия возник сам собой. Илья, как я понимаю, был взят на небо телесно. Т.е. он не испытал смерти (если я не ошибаюсь) - то, что он присутствовал во время Фаворского света - понятно. Но Моисей - как он мог присутствовать? Ведь искупительной жертвы Христа еще не было, получается, Моисей был взят из ада на время? Простите, если ересь несу.
Замечательный ответ на эти вопросы есть в богослужебных текстах на этот воистину прекрасный праздник. Например, в праздничном каноне об этом много.
"Преобразился еси во славе, Христе Боже наш, показавый учеником своим славу свою, якоже можаху..." из тропаря, из кондака - "...
да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние".
На горе высоце преображся, Спас, / верховныя имея ученики, / преславно облистал есть, / показуя, яко высотою добродетелей облиставше / и Божественней славе сподобятся. / Глаголющии со Христом Моисей и Илия показоваху, / яко живыми и мертвыми обладает / и иже древле законом и пророки глаголавый есть Бог, / Емуже и глас Отеч из облака светла послушествоваше, глаголющий: / Того послушайте, / Иже Крестом ада пленивша / и мертвым дарующа живот вечный.
Это одна из стихир на "Господи воззвах".
Итак, из богословия праздника видим, что Моисея из мертвых, из преисподней воззвал Господь в сей день, как и Илию с неба, ибо сей не умирал еще. Как и сказано, живыми и мертвыми Обладающий, что не одними словами, а самим делом и засвидетельствовано.
И во всей службе многократно повторяется еще эта мысль, даже припевы из псаломских строк на стиховне взяты знаменательные - "Твоя суть небеса, и Твоя есть земля", пророчество Давида о Преображении - "Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася".
Из праздничного канона:
Ветийствующий язык Твоего величества не может вещати: / яко бо, Держай живот и смертию Владый, / представил еси на Фаворстей горе Моисея и Илию, / свидетельствующия Твое Божество.
еще:
Яко Небом владущему, и землею господствующему, / и над преисподними область имущему, Христе, предсташа Ти: / от земли убо – апостоли, яко с Небесе же Фесвитянин Илия, / Моисей же – от мертвых, поюще согласно: / людие, превозносите во вся веки.