Вторник, 02.07.2024, 06:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 34
Гостей: 34
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Ноябрь » 24 » Преображение господа бога и спаса нашего иисуса христа
23:30

Преображение господа бога и спаса нашего иисуса христа





Впервые церковные источники упоминают о празднике Преображения в начале IV в. Три Евангелия содержат сходные описания Преображения Господня (Мф. 17, 1; Мр. 9, 2; Лк. 9, 28).
После того, как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит пострадать от иудеев, быть убитым и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег. Преображение Христово сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Господом о Его близком отшествии.
Изумление учеников достигло предела, когда всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте".
Святоотеческая мысль в священной тайне Преображения видит три стороны.
Во-первых, что есть Преображение для Самого Христа, что нового раскрыл Он в Себе. Это сокровенный момент Преображения, и потому св. отцы избегают пространно рассуждать о нем, чтобы словами не исказить несказанного.
Во-вторых, рассматривается участие в Преображении св. прорр. Моисея и Илии и апп. Петра, Иакова и Иоанна; эта сторона события освещается подробнее.
В-третьих, Преображение Христово есть неиссякаемый источник нравственного научения и духовного назидания.
Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств - человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в каком-либо возрастании Его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой.
У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, и они оказались способны созерцать Божественный Свет. По мысли св. Григория Паламы, Фаворский Свет - это "Слава Божия" и "Царство Божие", в нем апостолам открыта "тайна восьмого дня", тайна светоносного "града", Нового Иерусалима, о котором свидетельствует Апокалипсис.
"Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами", - говорит свт. Иоанн Златоуст.
Посвящения в тайну будущего века удостоены избранные из числа двенадцати апостолов, "столпы" апостольского лика (Гал. 2, 9), которые одни были отмечены переменой имени, совершенной над ними Христом.
Эти избранники с пророками Моисеем и Илией олицетворяли на Фаворе всю Церковь - в этом экклезиологический смысл Преображения. В евангельском повествовании Преображение имело еще одно значение: оно должно было при Голгофском уничижении Христа укрепить апостолов в их вере, дать им незыблемое свидетельство Божества Иисуса Христа и добровольности Его Крестных страданий и смерти.
Об этом поется в кондаке Преображению: "Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние".
Кроме того, Преображение относится к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни.
Образ этого стремления показал Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству свт. Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого нетварный Свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, - молился же Он, чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. Потому и христианину, желающему удостоиться своего личного Фавора, надлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно - важнейший момент христианского учения о человеке.
Обожение есть условие, предварение спасения. Именно поэтому Преображение - залог Воскресения. Глубокий назидательный смысл Преображения содержится в отдельных его символах. Высота Горы означает, по блаженному Феофилакту, возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно.
Сама Гора знаменует необходимость двух подвигов - богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве. Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Преображение, так как Фавор по-еврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что для принятия Божественного Света необходимо очищение покаянием.
Тропарь праздника
глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
Кондак праздника
глас 7
На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Просмотров: 192 | Добавил: candst | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Друзья сайта