Вторник, 02.07.2024, 06:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 34
Гостей: 34
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2014 » Апрель » 24 » Комсомольское Благочиние приход Рождества Христ
13:12

Комсомольское Благочиние приход Рождества Христ





26. Храм Преображения Господня (с. Писчугово) – недействующий

Ивановская обл., Комсомольский район, с. Писчугово.

На месте храма первоначально находился Никольский мужской монастырь (Пищугова пустынь). Основан он был в Смутное время, когда существовавшее здесь село сожгли польско-литовские интервенты. Однако почитаемая икона свт. Николая Чудотворца сохранилась и явилась на полуострове Пищугова озера среди леса. Её переносили в село, но она вновь возвращалась в лес. Это и послужило причиной строительства здесь деревянного храма свт. Николая Чудотворца. Монастырь существовал до 1764 г. Существующий ныне каменный однопрестольный храм Преображения Господня выстроен в 1702 г. стольником Ф.В.Шиловым. В храме были иконы, почитаемые чудотворными: Иоанна Предтечи, пожертвованная в монастырь старцем Савватием, свт. Николая Чудотворца с частицей его мощей, Смоленская икона Божией Матери. Рядом располагался каменный двухэтажный храм, построенный в сер. XVIII в.потомками Шилова. Нижний храм был посвящен Владимирской иконе Божией Матери, верхний храм – Рождеству Иоанна Предтечи. До настоящего времени он не уцелел. Храм Преображения Господня был закрыт в 1930-е гг. и до настоящего времени находится в запущенном состоянии.

Престольные праздники: 6/19 августа.

ПИСЧУГОВО
ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ, нач.18 в.
Стоит на вершине холма в центре села, расположенного среди болотистой местности на берегу оз. Писчугово; доминирует в окружающем пейзаже. В нач. 17 в. здесь был основан мужской монастырь - Никольская Писчугова пустынь с деревянным Никольским собором. В 1702 г. на средства стольника Ф.В. Шилова была выстроена Спасо-Преображенская церковь - кирпичная и побеленная по кладке.

Около сер. 18 в. к северо-западу от нее потомками Шилова была возведена двухэтажная каменная церковь с колокольней. Ее нижний престол был посвящен иконе Владимирской Богоматери, а верхний - Рождеству Иоанна Предтечи. Пустынь закрыли в 1764 г., а церкви стали приходскими. К настоящему времени сохранилась лишь церковь Преображения, утратившая, однако, боковые крыльца. Один из лучших в области памятников рубежа 17-18 вв. в стиле нарышкинского барокко, отличающийся подчеркнуто вертикальной объемной композицией.

Трехчастный в плане ярусный храм относится к типу восьмерик на четверике, характерному для нарышкинского барокко. Крупный двусветный четверик на подклете несет два поставленных друг на друга широких световых восьмерика, уменьшающихся в размерах, и стройный цилиндрический барабан, завершенный большой луковичной главой с ажурным крестом. К четверику примыкают более низкие и узкие, также на подклетах, трапезная и алтарь одинаковых размеров, причем у последнего подклет имеет прямоугольную в плане форму, а в основной части восточная стена скруглена. Алтарь и трапезную венчают узкие и высокие глухие восьмерики с главами на цилиндрических барабанах. Перед западным входом в трапезную частично сохранилось двухмаршевое позднее (19 в.) открытое крыльцо. Убранство фасадов выглядит несколько архаичным. Декор нижнего яруса выполнен в духе сер. - 2-й пол. 17 в.: на углах объемов широкие лопатки, в завершении простые карнизы с поребриком; свободно размещенные арочные окна обрамлены наличниками, имеющими полуколонки с дыньками или наборные балясины и килевидные фронтоны; перспективные порталы также украшены дыньками. Необычно расположенные небольшие окна подклета в прямоугольных рамках - лишь с южной и восточной сторон (на северной стороне они имеются только в трапезной). Верхние ярусы здания оформлены уже в нарышкинском стиле: полуколонки на углах, наложенные на лопатки, филенчатая трактовка граней и наличники с разорванными фронтонами.
Помещение храма с тромпами при переходе от четверика к нижнему восьмерику сильно развито по вертикали и завершено сомкнутым восьмилотковым сводом. В алтаре - коробовый свод с конхой, в трапезной - полулотковый. Узкая лестница в южной стене алтаря ведет в подклет. Его основную часть занимал теплый храм, своды которого опирались на квадратный столп в центре. Под трапезной была устроена изолированная ризница (вход в южной стороне подклета); она имеет узкие окна типа бойниц и коробовый свод. В подклете полы кирпичные, в храме поверх квадратных кирпичей положены чугунные плиты 1838 г. Сохранились оконные решетки с репьями и отдельные металлические ставни, а в западном портале - железные двери с коваными поло-сами, также украшенные репьями.
Масляная живопись на своде и стенах в духе позднего академизма типична для провинциальных росписей нач. 20 в. В своде граненого барабана написан Саваоф, на лотках восьмерика - статичные изображения архангелов, в тромпах - евангелисты. Стены заняты евангельскими композициями, из них в наиболее хорошем состоянии - "Отрок Христос поучает во храме" (северная стена) - с характерным для академизма разреженным расположением фигур. Обрамляет сюжеты растительный орнамент.

До недавнего времени в храме сохранялась верхняя часть иконостаса нач. 18 в. - интересный памятник в стиле нарышкинского барокко, по своей структуре восходящий к древнерусским иконостасам кон. 17 в. Первоначально пятиярусное сооружение в 11 осей, расчлененное простыми крепованными карнизами, было богато декорировано: во втором ярусе иконы были разделены массивными резными кронштейнами, в трех верхних - узкими витымн колонками на высоких постаментах. Центральные иконы фланкировались ажурными колонка-ми, украшенными пышной виртуозной резьбой, включавшей виноградные гроздья и листья. Фризы были расписаны стилизованным травным орнаментом в подражание тябловым иконостасам. На разорванном фронтоне в завершении возвышалось выразительное по форме "Распятие": на кресте написано изображение Христа, обрамленное нарядной барочной резьбой в виде завитков, покрытых бусинами, и цветов. Необычно были исполнены фигуры предстоящих, написанные на иконах у подножия креста. В настоящее время сохранился лишь фрагмент завершения иконостаса.

ВГВ, 1858. № 38; Зверинский. 1892, т. 2, с. 217-218; Березин.Добронравов. 1898, с. 129-130; Ушаков> 1913, с. 95: Аидреев. Гадашевнч, Шармин, с. 208-211.










Назад к списку

Просмотров: 272 | Добавил: candst | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Друзья сайта