Вторник, 02.07.2024, 06:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Ноябрь » 3 » @дневники
15:36

@дневники





> div>

Пусть Всемилостивый Господь укрепляет всякого человека желающего быть добрее и чище,
и каждый раз показывает нам, что это верный и единственный путь к преображению души.
Ведь только чистыми устами и незлобивым сердцем можно воистину славить Бога. Аминь.
Настоятель Преображенского Храма – Игумен Давид( Яковлев)

20:25

Святитель Тихон Задонский

Письмо 12 (Что есть вера живая и сердечная?)

Резонно ты и о том спрашиваешь: что есть вера живая и сердечная? Ибо без нее человеку спастись невозможно. Хотя и из предыдущего моего письма можешь познать ее, однако я тебе из Святого Писания отвечаю, дабы лучше познал и утвердился в том. Иаков, святой апостол, говорит каждому из нас: «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18). Видишь, что живую веру от дел должно показать. Как живость естественного человека познается от действий, дыхания, движения, речей, дел, приема пищи и прочее, так живость веры, живущей в сердце человеческом, познается от добрых дел, страха Божия, любви, терпения, кротости, милосердия, воздержания, верности, истины и прочее. И как доброе дерево от добрых плодов, так христианин, веру живую и сердечную имеющий, от добрых дел познается. Ибо как дерево доброе не может творить злого плода, так и истинный христианин, пока живую веру имеет, не может злого дела творить. «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин 3:9). И ты того раба за верного своего раба имеешь, который нелицемерно тебе служит и во всем повеление твое исполняет; так и христианин — тогда Богу верный раб, когда верно Ему служит и заповеди Его исполняет. Так Авраам праотец оказался верным Богу рабом от послушания: по повелению Его вознес Исаака, сына своего, на жертвенник (Быт 22; Иак.2:21). Так и Раав, блудница, верной Богу от дел показалась, поскольку приняла соглядатаев, от Иисуса посланных осмотреть город Иерихон, и скрыла их в доме своем, и иным путем вывела их (Ис.Нав.2; Иак.2:25). Так и прочие верные и святые, как Ветхого, так и Нового Завета, от дел своих добрых показали в Бога веру свою. Бог говорит в Писании каждому из нас: «Я Господь Бог твой». Если же ты Его за Бога твоего признаешь, — чего живая вера требует, — и познаешь, Кто Он и чего от тебя требует, как не будешь Его почитать верою, страхом, любовью, послушанием? Ибо всего этого вера твоя в Него от тебя требует. Как не будешь со старанием по слову Его жить, когда точно познаешь, что слово, в Писании Святом содержащееся, есть Слово Божие, и как ко всем, так и к тебе говорит Он там: веруй, люби, будь милосерден, отпускай обиды, терпи, просящему дай, и прочее? Ибо само слово сие, как Слово Бога твоего, поощрит и подвигнет тебя к послушанию. Как не подвигнет, если сердечно веруешь, что Он твой Создатель, Промыслитель, Хранитель, Защитник, Питатель, высочайший Благодетель, и все твое Блаженство временное и вечное, еще же и Судия праведный и Мститель за ослушание?.. Почитаешь царя своего земного, как царя, и отца по плоти, как отца, к тому же и всякого человека почтенного, — как же Бога, Небесного Царя и Отца, создавшего и искупившего тебя, и пекущегося о тебе, пред Которым «всякое колено небесных, земных и преисподних со страхом преклоняется» (Флп.2:10), у Которого в руке ты и весь свет, — как, говорю, почитать Его не будешь? Как не будешь любить Его, Создателя и Отца твоего, как не будешь верить Ему, истинному и неложному, как не будешь бояться страшного и нелицеприятного Судии? А отсюда, как от источника, добрые дела проистекут. Вера учит человека и показывает ему, что как ради всех, так и ради него Бог Сына Своего не пощадил и в мир послал на спасение всех. Как же он и к пославшему Отцу и к посланному Его Сыну сердечного благодарения не будет оказывать и сего великого дела не будет почитать высшим всех сокровищ мира? Верное сердце знает, что Бог, Создатель, Искупитель и высочайший его Благодетель, всяким грехом оскорбляется, прогневляется и раздражается. Как же не будет подвизаться против всякого греха, которым Бог его раздражается? Человека, благодетеля малого, не хочешь прогневать, — Бога ли восхочешь, Благодетеля, грехом прогневать? Вера знает, что против греха стоять, и победить его своей силой, и истинную добродетель творить не может, поэтому воздыхает и усердно молится к Богу своему, чтобы Он помог в том. Вера, ведая, что христианское наследие не в мире, но на небесах, где и отечество их сокровенное есть, — на него взирает, к нему стремится, и достичь старается, и потому в мире ничего не хочет, ни чести, ни славы, ни богатства, ни сладостей, чего сыны века сего ищут, и ни к чему не прилагает сердца своего, и все, пищу, питье и прочее, ради нужды и немощи плотской употребляет, и крайне опасается, чтобы небесного наследия не лишиться. Поэтому «со страхом и трепетом совершает свое спасение» (Флп.2:12). Словом, верное сердце в мире этом пребывает как путник на пути, как странник и пришелец на чужой стороне, как изгнанный от отечества и дома своего, «ибо не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр.13:14), которого «художник и строитель Бог» (Евр.11:10). Итак, видишь отчасти, что такое истинная и живая вера, то есть та, живность которой от действий и дел добрых показывается. Этой живой вере противополагается мертвая вера, о которой святой апостол Иаков написал: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). Мертвую веру имеют те, которые христианское имя имеют, но не по-христиански живут; чают, или говорят только, что написано в Символе: «чаю воскресения мертвых», но противно вере в воскресение мертвых живут; слышат в Писании о вечной жизни и славе ее, но к мирским вещам, чести, славе, богатству, роскоши прилепились и мир этот за отечество и рай себе поставляют. Мертвую веру имеют те, которые в приданное дочерям своим многого богатства не жалеют, а ради имени Христова просящему или ничего не дают, или копейкой и мелкой монетой довольствуются. О таковых апостол Иаков говорит: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, — но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак.2:15-16) Таковые люди живут для мира и прихотей своих, ибо им угождают, а не Богу, Которому не угождают послушанием. Для Бога они мертвы, хотя и живут. Как? Рассуждай. Как мертвый не слышит и не внимает, что ему ни говорится, так и этим духовным мертвецам, что ни говорит Бог в Писании, не внимают тому. Слово Божие для них, как для глухого пение, и как бы к другим, а не к ним слово говорится. Мертвая вера тогда в человеке оживляется, когда в нем оживляется Божие Слово, и начнет человек в себе мыслить, что и ему Бог в Писании Своем говорит и повелевает, как и прочим людям, и по слову Его святому начнет нравы свои исправлять, а о прежней жизни неисправной с истинным сожалением и сокрушением сердца будет каяться. Ибо всегда истинной и живой вере предшествует истинное покаяние и обращение от греха к Богу. Без такого покаяния и обращения веры истинной не может быть. Почему и сказано Спасителем: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Видишь, что вначале полагается покаяние, а потом вера. Истинное покаяние, которое заключается в том, чтобы возненавидеть свою прежнюю греховную жизнь и истинно о ней сокрушаться и сожалеть, очищает сердце и приготавливает его к восприятию веры во Христа, в Евангелии проповедуемого, Которого кающееся сердце как своего Искупителя принимает и Его благодатью утешается. Спасайся.

Вторник, 30 октября 2012

15:01

Анти-Хэллоуин


Праздник Хэллоуин чужд православному человеку, и это практически любой священник утверждает в своей проповеди.
Не исключением являюсь и я. Поскольку праздник пришлый к нам, прежде всего необходимо узнать его историю.
По моему здесь удачно и понятно объясняется история праздника. Не буду переносить к себе на страницу, дам только ссылку.
www.halloween.estprazdnik.ru/istoriya-poyavleni... Явно следует из описания то, что
праздник, не смотря на сегодняшнюю его массовость и светскость, все же первоначально являет собой языческий обряд.
Что уже настораживает любого православного, хотелось бы в это верить! Но тем не менее, привлекает нынешней своей
формой всех желающих "безбашенного отрыва" повеселиться на славу. Православным не чужды праздники, но характер их
совершенно иной и не носит в себе даже намека к тому, чтобы приобщиться к "нечистой силе" образом или видом.
Мы должны помнить, что единственный образ, коим мы и являемся и обязаны его в себе выявлять и совершенствовать,
является образ Божий и не чей иной! Ни кошечки, ни собачки, ни хомячка, ни зайчика. Тем более врага спасения - беса!
Человеку не случайно дана свободная воля выбора между добром и злом. И ни кто его принудить к той или иной стороне не имеет права,
и как видим, не может. Имея же подражание "нечистой силе", мы как бы призываем ее в свою жизнь. Нет ни привидений, ни восставших мертвецов.
Нет инопланетян штурмующих наши мозги. Есть проявление одной и той же силы, противной Богу, которая показывает себя во всех этих личинах.
По сути все те кто сталкивается с подобными проявлениями и являются безусловными причинами своих несчастий.
Своей волей впуская в свою жизнь демонов, терзающих воображение, пугающих привидением....одним словом внушающим страх.
А страх, как мы можем убедиться из житий святых, является первым признаком присутствия беса и провоцирует оставить истинную
веру и вернуться к суеверию. Что мы и видим во дни этого праздника. Не позволяйте тьме привлечь вас карнавальными масками и весельем.
Вы даже не заметите, как примите сами все то, что наяву чуждо вашей душе и губительно, оказавшись в плену иллюзии.
И это будет вашим выбором, потому что захотите обмануться! Я не фанатик, чтобы оголтело бежать и сражаться с различными
проявлениями чуждых нам культур и мнений. Да и не к чему. Священник должен предупреждать о грозящей опасности для души
того или иного выбора человека, а человек выбирает сам! Толи ему жить в мире иллюзий и привидений, или прозревая умом
икать единственного решителя всех проблем, будь они духовными или телесными, Бога!
Вот почему я против этого праздника.

Вторник, 16 октября 2012

13:51

Первое послание к Коринфянам. Глава 4

1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились;
19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,
20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
21 Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?


13:35

Святитель Игнатий (Брянчанинов) Отечник

Повести из жития старцев, преимущественно египетских,
которых имена не дошли до нас
Повесть 41-50

41. Один из старцев сделался болен, и в течении многих дней не мог употреблять никакой пищи. Ученик его убедительно просил его, чтоб он позволил приготовить для него немного киселя. Старец согласился. У них был сосуд с медом, и другой подобный сосудец с маслом, выжатым из льняного семени; масло это уже протухло и не годилось ни для какого употребления, разве для лампады. Брат по ошибке положил в приготовленную им пищу масло, полагая, что кладет мед. Старец отведал, не сказав ничего, но молча стал есть. Когда была подана третья перемена, старец сказал ученику: сын! я не могу более есть. Этот, желая, чтоб он еще поел, сказал: авва! кисель хорош, и я поем его. С этими словами он отведал, - и понял сделанную им ошибку. Он пал к ногам старца, говоря: увы мне, авва! я убил тебя. Какой грех возложил ты на меня, ничего не сказав мне! Отвечал ему старец: не огорчайся! если бы благоугодно было Богу, чтоб я вкусил хорошей пищи: то ты положил бы меду, а не того, что положил [1].

42. Некоторый брат вопросил старца, говоря: отец! что мне делать! я не могу преодолеть помышлений. Старец отвечал: я никогда не подвергался нападению помышлений. - Соблазнился брат, - пошел к другому старцу, говорит ему: вот, что сказал мне такой-то старец! я соблазнился на него, потому что сказанное им неестественно человеку. Второй старец отвечал: не без причины сказал тебе это слово человек Божий: поди, и со смирением попроси, чтоб он объяснил тебе сказанное им. Брат возвратился к первому старцу и сказал ему: авва! прости меня: я поступил безрассудно, что ушел от тебя, не простившись с тобою. Но объясни мне, прошу тебя, каким образом ты пребываешь без борьбы с помыслами? Старец отвечал: с того времени, как я - монах, не вкусил я досыта ни хлеба, ни воды, ни сна, - и это не попустило меня до такой борьбы с помыслами, о какой ты спрашивал. Брат вышел от старца, получив помощь от его слова [2].

43. Некоторый брат приходил в келлию великого старца и крал у него жизненные припасы. Старец видел это. Он не обличил брата, но занялся более рукоделием, говоря: думаю, - этот брат нуждается. И нес старец тяжкую скорбь, терпя большой недостаток в хлебе. Когда старец кончался, - братия окружили его. Он, увидев между ними брата, который постоянно крал у него хлеб, сказал ему: подойди ко мне, брат! Брат исполнил это. Тогда старец схватил руки его, начал целовать их, говоря: благодарю эти руки! при посредстве их я надеюсь войти в Царство Небесное. От этих слов брат умилился, принес покаяние, соделался строгим монахом по примеру старца, действий которого он был очевидцем [3].

44. Некоторый брат тем был веселее духом, чем более бесчестили его и насмехались над ним. Он говорил: бесчестящие нас и насмехающиеся над нами доставляют нам средства к преуспеянию, а похваляющие нас вредят душам нашим. Говорит Писание: людие Мои! блажащие вы, льстят вы (Ис. 3, 12).

45. Другой старец, когда был обижен кем, спешил - если обидевший был близко - сам воздать ему за зло добром; если же жил далеко, то посылал ему чрез других подарки.

46. Два старца жили в одной келлии, и никогда не возникало между ними ни малейшего неудовольствия. Видя это, один сказал другому: поссоримся и мы, хотя однажды, как ссорятся люди. Другой отвечал: я вовсе не знаю, каким образом может породиться ссора. Первый сказал: вот, я поставлю посреди нас глиняную посуду и скажу: она моя, а ты скажи: она - не твоя, а моя. Из этого родится спор, а из спора - ссора. Сговорившись так, они поставили посуду посреди себя, при чем один сказал: она - моя. Другой отвечал: а я полагаю, что она - моя. Первый опять сказал: не твоя она, но моя. Тогда второй отвечал: а если она - твоя, то возьми ее. Таким образом они не могли достичь до того, чтоб поссориться [4].

Вот плод жительства по евангельским заповедям и навыка к смирению. Сердце, стяжавшее этот навык, - неспособно к сварливости и ссорам: оно готово на все уступки для избежания спора и ссоры.

47. Некоторый брат, живя в общежительном монастыре и часто побеждаясь гневом, сказал сам себе: пойду в пустыню: может быть там, не имея с кем ссориться, успокоюсь от страсти. Он вышел из монастыря, и стал жить один в пустыне. Однажды он наполнил водою сосуд свой и поставил его на землю. Сосуд внезапно опрокинулся. Во второй раз случилось то же. В третий раз кувшин также опрокинулся: монах, рассердясь, схватил кувшин, ударил о землю. Кувшин разбился. Возвратясь к себе, брат начал размышлять о случившемся, и понял, что враг поругался над ним. Тогда он сказал: вот! я - один; однако побежден страстию гнева. Возвращусь в монастырь: видно - везде нужны борьба с самим собою и терпение, в особенности же помощь Божия. И встав, возвратился монах в обитель свою [5].

Святые наставники монашества строго воспрещают монахам, в которых сильно действует гнев, жительство наедине, в пустыне или в затворе. От уединенного жительства гневная страсть усиливается и возрастает; в общежитии она врачуется [6], но единственно при условии: если монах решится каждый раз, когда он увлечется гневом и вспыльчивостью, просить прощения и раскаиваться, а не оправдывать себя и не обвинять других.

48. Брат спросил старца: благослови мне иметь у себя две златницы по немощи тела моего. Старец, видя произволение его, что он желает удержать их у себя, сказал: имей. Брат возвратился в келлию, - и начали тревожить его помышления, говоря: как ты думаешь? благословил ли тебе старец иметь деньги, или нет? Встав, пришел он опять к старцу, и так спросил его: ради Бога, скажи мне истину: потому что помышления смущают меня по поводу двух златниц. Старец отвечал: я видел твое произволение иметь их, почему и сказал тебе: имей их, хотя и неполезно иметь более, нежели сколько нужно для тела. Две златницы составляют надежду твою, как бы Бог не промышлял о нас. Но легко может случиться, что ты утратишь их: тогда погибнет и надежда твоя. Возложи надежду твою на Бога: потому что Он печется о человеках [7].

Священное Писание называет сребролюбие идолослужением: сребролюбие переносит любовь сердца (в вере и надежде) от Бога к деньгам, соделывает деньги Богом, - истинного Бога уничтожает для человека. У сребролюбца нет Бога. Бог сребролюбца - капитал его. Нестяжание есть один из обетов монашества; нестяжанием и девством или непорочным вдовством монах отличается от мирянина, обязанного соблюдать все заповеди Христовы наравне с монахом: отвержение нестяжания есть отвержение монашества, - есть попрание обетов, данных при пострижении в монашество. Бог обетовал воздать каждому человеку по делам его. Это с особенною ясностию исполняется над сребролюбцами. Соделавшись чуждыми Бога произвольно, ради сребролюбия, они невольно расстаются с идолом своим - капиталом, по общему, всем известному, неизвестному для сребролюбца, закону смерти, - нередко и прежде смерти. Они переходят в вечность с одним отчаянием. Замечено, что монахов-капиталистов постигает наиболее внезапная смерть, или вовсе лишая их покаяния, или похищая в таком душевном расстройстве, что покаяние их ограничивается одним мертвым, поверхностным соблюдением формальности. Душа, заблаговременно умершая для истинного Бога, признавшая богом идола, неспособна выразить своей жизни в Боге покаянием. Оставленный умершим поклонником своим идол соделывается предметом соблазна и многообразного повода ко греху для предъявляющих право на обладание идолом: оставивший землю идолопоклонник, не взявший с собою ничего в вечность, продолжает жить на земле злодеяниями, источающимися обильно из оставленного им капитала. - Монахи-капиталисты! послушайтесь Господа Бога, вашего, призывающего вас к спасению из пропасти, в которой вы погрязли! послушайтесь, доколе имеете время для послушания! послушайтесь для того, чтоб соделать капиталы ваши неотъемлемою собственностию вашею: дадите милостыню сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех: идеже бо сокровище ваше будет, ту и сердце ваше будет (Лк. 12, 33-34), в верный залог или вашего вечного блаженства, или вашего вечного бедствия.

49. Некоторый монах в Нитрии, более бережливый нежели скупой, забыв, что за тридцать серебреников продан был Господь наш Иисус Христос, накопил сто златниц, занимаясь тканием полотна. Монах умер, - златницы остались. Монахи собрались для совещания, что делать с деньгами; там жило около пяти тысяч монахов, каждый в отдельной келлии. Одни присуждали раздать деньги нищим, другие - отдать в церковь, некоторые - передать родственникам. Но Макарий, Памво, Исидор и другие святые старцы, по действию обитавшего в них Святого Духа, определили: похоронить деньги вместе с господином их, и при этом сказать почившему: сребро твое да будет с тобою в погибель (Деян. 8, 20). Это событие навело такой ужас и страх на всех монахов Египта, что с того времени они признавали за тяжкий проступок иметь в запасе даже одну златницу. Действие могло показаться жестоким, но деятели были лишь орудиями Святого Духа [8].

Тяжким, по-видимому слишком жестоким было поражение внезапною смертию Анании и Сапфиры за сребролюбие (Деян. 5). Но деятелем был Святой Дух, - и пред Его действием должно умолкнуть всякое человеческое суждение, неспособное быть судьею никакого дела Божия. Действия неограниченного, всесовершенного Бога естественно не подлежат и не могут подлежать суду ограниченного человека. В первенствующей Церкви, когда благодать Духа действовала с особенным обилием и очевидностию, наказания виновных пред Святым Духом были быстрее и очевиднее. Так, по повествованию преподобного Кассиана, святой старец египетского Скита Моисей за одно противоречие Духоносному Макарию Великому подвергся тотчас беснованию [9]. Наказания и казни существуют и ныне. Ныне долготерпение Божие, Его милость к нам немощным и страстным, предоставляет нам более времени на рассматривание нашего поведения под водительством слова Божия на покаяние; но пребыванию в ожесточении и нераскаянности непременно последуют наказание и казни.

50. Некоторый монах имел брата мирянина бедняка, и все, что вырабатывал, отдавал брату бедняку; но этот беднел тем более, чем более подавал ему монах. Видя это, монах пошел к некоторому старцу и рассказал ему о случающемся. Старец отвечал: если хочешь послушать меня, - более ничего не давай ему, но скажи ему: брат! когда у меня было, я давал тебе: теперь ты трудись, и что выработаешь, отдавай мне. Все, что он ни принесет тебе, принимай от него и передавай какому-либо страннику или нуждающемуся старцу, прося, чтоб они помолились о нем. Монах поступил по этому наставлению: когда пришел к нему брат-мирянин, - он сделал так, как заповедано было ему старцем, и мирянин ушел от него печальный. Но вот, по прошествии некоторого времени приходит и приносит из сада несколько овощей. Монах, приняв их, отдал старцам, прося их, чтоб молились за брата его. Когда они приняли это приношение, мирянин возвратился в дом свой. Несколько спустя опять принес он овощей и три хлеба; монах, приняв их, поступил как и в первый раз, а мирянин, получив благословение, ушел. В третий раз он принес уже много съестного припасу, и вина и рыбы. Монах, увидев это, удивился, и созвав нищих, угостил их трапезою. При этом сказал он мирянину: не имеешь ли нужды в нескольких хлебах? Тот отвечал: нет, владыко! Прежде, когда я брал у тебя что-либо, - оно входило как огонь в дом мой и пожирало его; ныне же, когда не принимаю от тебя ничего, имею все с избытком, и Бог благословил меня. Монах пошел к старцу и пересказал ему все случившееся. Старец сказал ему: разве ты не знаешь, что имущество монаха - огонь? куда оно входит, там пожигает все. Брату твоему полезно от труда своего творить милостыню, чтоб за него молились святые мужи. Таким образом он наследует благословение и умножится имущество его [10].
18:40

Праздник Покрова


Праздник Покрова – один из самых почитаемых на Руси, о чем свидетельствует и количество Покровских храмов, и количество людей с «поповской» фамилией Покровский (до середины XIX в. отличившиеся выпускники духовных семинарий получали фамилии в честь самых главных праздников). В то же время многие плохо представляют себе сам смысл термина «покров», да и сама история праздника всё ещё недостаточно изучена. Обратимся к историческому событию, традиционно лежащему в его основе.

В X столетии Византийская империя, теснимая своими энергичными восточными соседями, вновь оказалась на грани гибели. Константинополь внезапно был осажден "варварами" (в том числе и язычниками-россами), а греческое войско не успело вернуться из дальнего похода. Поэтому отчаявшимся людям оставалось лишь надеяться на небесную помощь.

Во Влахернском храме, где хранилась бесценная реликвия – риза Богоматери и часть Её пояса, совершалось беспрерывное моление. Однажды ночью стоявшие там Андрей Юродивый и его духовный ученик Епифаний удостоились чудесного видения. Невидимая для остальных, явилась им "величественная Жена, идущая от царских врат со страшною свитою, из которой честный Предтеча и Сын Грома [апостол Иоанн Богослов] поддерживали Ее своими руками... Преклонив колени, Она долго молилась, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо. ...По окончании молитвы сняла с Себя наподобие молнии блиставшее покрывало (maphorion), которое носила на пречистой главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудесные эти мужи (Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на это распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там".

Это было знаком надежды на спасение. Действительно, вскоре устрашенные необъяснимыми небесными знамениями варвары сняли осаду и в страхе бежали. Событие это датируется приблизительно 930 годом.

На Руси исторически конкретный смысл "покрова-защиты" жителей Константинополя неизмеримо расширился, и он стал восприниматься как "Покров Богоматери над Русской землей" – местом особого почитания Царицы Небесной.

Сам праздник Покрова появился на нашей земле, вероятно, в XII в. При этом считается (но теперь это подвергается сомнению), что первым Покровским храмом стал шедевр древнерусской архитектуры – знаменитый храм Покрова на Нерли.

Вообще же календарная история праздника до сих пор недостаточно исследована, хотя существует немало работ. Тем не менее, ясно, что традиционная (и горделивая!) точка зрения на то, что это "чисто русский праздник", основанный Андреем Боголюбским и неведомый грекам и другим христианам, – ошибочна.

Достаточно вспомнить об обстоятельствах появления первого – и единственно дозволенного церковным уставом! – акафиста "Взбранной Воеводе..." Этот шедевр церковной поэзии иногда приписывается св. Роману Сладкопевцу, жившему еще в VI веке; поэтому он и изображается на некоторых иконах Покрова. Ученые указывают на почитание в византийской традиции мафориона, головного покрывала Пресвятой Девы, и предполагают, что даже сама дата празднования Покрова была привязана ко дню памяти Романа Сладкопевца, воспевшего Богоматерь (а не наоборот!). Да и служба на Покров имеет сходство с богослужением на праздник Положения ризы Богородицы во Влахернском храме (2/15 июля) и с текстом акафиста Божией Матери.

Греки и западные христиане тоже прославляют Богородицу как свою Защитницу и Покровительницу (было бы странно в этом сомневаться!) вне зависимости от единичного и локального константинопольского события X столетии. Общий для всех христианских народов смысл праздника — милосердная защита Богородицей людей, города, страны — выразилась у нас в символе Покрова, у греков — в символе Скепе (Защита, Прикрытие), у католиков — в символе Pallium’а, т. е. Плаща Богородицы.

У многих возникает вопрос: что же Богоматерь распростёрла над народом? На некоторых иконах можно видеть длинную узкую ленту. Неужели это архиерейский омофор?

К сожалению, эта грубая ошибка до сих пор тиражируется не только в иконографии праздника, но и удерживается в богослужебных текстах ("покрый нас Своим омофором" и др.). Божия Матерь – не епископ и тем более не дьякон, торжественно носящий на поднятых руках омофор в определенные моменты архиерейской Литургии. В греческом тексте жития стоит слово мафорион; это – большой женский платок-покрывало, закрывающий голову, плечи и спускающийся вниз.

Простой русский народ, не слишком обременяющий себя знаниями, переосмыслил "покров", ставший календарной вехой, как нельзя более прагматично. Это время свадеб, первое зазимье. "Батюшка Покров, покрой мать сыру землю и меня молоду! Бел снег землю прикрывает: не меня-ль молоду, замуж снаряжает? Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком!" – припевают истомившиеся красные девицы. Понять их можно, особенно сейчас. Желаем не отчаиваться и ждать своего достойного суженого. Быть может, он еще появится в "крещенский вечерок"?



Литература: Александров А. Об установлении праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Русской Церкви // ЖМП. 1983. №№ 10 и 11; Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995(приложение: История вопроса о происхождении праздника Покрова); Рубан Ю. Покров Пресвятой Богородицы // «Вода живая». С.-Петербургский церковный вестник. 2007. № 10.

Ю. Рубан



Тропарь праздника

Ныне, правоверные люди, мы торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богоматерь, посещением и, взирая на Твой пречистый образ, с умилением воскликнем: «Покрой нас Своим честным покрывалом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Своего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших!»
18:30

Покров Пресвятой Богородицы.

Сегодня в день Покрова Пресвятой Богородицы исполнилось 10 лет, как я настоятельствую в нашем храме.
Благодарю в первую очередь Бога, что эти годы не были бесплодными.
И то время которое я провел в монастыре Давидова пустынь, наблюдая как он восстанавливается стараниями настоятеля арх. Германа (Хапугина),
пошло мне в назидание как нужно устраивать храм и вести Богослужение.
Благодарю всех кто приехал поздравить меня с этим событием. Десять лет это время когда можно
подводить определенные итоги своей деятельности. Посмотреть, что уже сделано, обернувшись назад в памяти.
Подумать о будущем. Хотя о будущем знает только Господь.
Хочу сказать, что только благодаря любви к храму его прихожан, стало возможным за 10 лет полностью его обновить.
Господь видя единение сердец и молитвы дарует созидательную благодать, и храм расцветает на глазах.
Пусть Покров Пречистой Богородицы осеняя всех нас, убережёт от всякого нестроения и неправды.
С любовью о Христе, иг. Давид (Яковлев)!


Среда, 10 октября 2012

23:16

Благоговение

Геронда, что такое благоговение?

- Благоговение - это страх Божий, внутренняя скромность, духовная чуткость. Человек благоговейный может стесняться, но эта стеснительность источает мед в его сердце, она привносит в его жизнь не мучение, но радость. Движения человека благоговейного тонки и аккуратны. Он отчетливо ощущает присутствие Бога, Ангелов и святых, он чувствует близ себя присутствие призирающего его Ангела-Хранителя. В своем уме он постоянно имеет [мысль о том], что его тело есть храм Святаго Духа [1]. И живет он просто, чисто и освященно. Человек благоговейный везде ведет себя со вниманием и скромностью, он живо ощущает всякую святыню. Например, он внимателен к тому, чтобы не встать спиной к иконам; туда, где сидят, например на диван или стул, он не положит Евангелие, духовную книгу или какую-то святыню; если он видит икону, то его сердце исполняется взыграния, его глаза заволакиваются слезами. Даже просто увидев имя Христово где-то написанным, он благоговейно его лобызает, и его душа внутренне услаждается. Даже заметив брошенный на землю обрывок газеты, где напечатано, к примеру, имя Христово или же слова "Священный храм Святой Троицы", он нагибается, подбирает этот клочок, благоговейно лобызает его и огорчается, что он был брошен на землю.

- То есть, Геронда, благочестие - это одно, а благоговение - другое?

- Благочестие [2] - это одеколон, а благоговение - это фимиам. Для меня благоговение есть величайшая добродетель, потому что человек благоговейный привлекает к себе Благодать Божию, он становится приемником Благодати, и она естественно пребывает с ним. Потом, когда Благодать его "выдает", все благоговеют перед ним и расположены к нему, в то время как человек-бесстыдник внушает отвращение и взрослым, и детям.

Вы, женщины, должны иметь благоговение большее, чем мужчины. Женщина по природе своей должна иметь благоговение. Если у мужчин нет благоговения, то они просто равнодушны. Если же теряют благоговение женщины, то они доходят до тяжелых проступков. Один человек рассказывал мне: "Были мы с женой в паломничестве по Святым местам и поехали на Иордан. В то время, как я вошел в его воды и омывался в них, она сидела на берегу и болтала ногами в водах Иордана! "Эй, - говорю, - ты! Ты что это здесь творишь? На Иордан-реку приехала ноги мыть?" Распсиховался я, отругал ее". Видно, его жена была совершенно равнодушным человеком, не понимала [элементарного], сам же этот бедняга был весьма благоговеен.
Старец Паисий Святогорец
Не слушай диавола, когда он будет тебе нашептывать: "Отдай мне сегодня, а Богу отдашь завтра". Нет,-все часы жизни проводи так, чтобы это было благоугодно Богу. Содержи в мысли, что после настоящего часа не будет тебе дано другого и что за каждую минуту этого часа ты должен будешь дать самый подробный отчет. Помни, что нет цены этому времени, которое в твоих руках. Считай потерянным тот день, в который хотя и делал добрые дела, но не преодолевал своих дурных склонностей и пожеланий. Преподобный Никодим Святогорец (64, 81).

Не утрать нелицемерного благоговения... которое состоит в том, чтобы удерживаться "от всякого рода зла" (1 Фес. 5, 22) (26, 249).

Если ты избрал для себя благоговейную жизнь, то трезвись, чтобы лукавый под видом благоговения не внушил тебе чуждого помысла, а именно: тщеславия и гордыни (25, 549).

Не стыдись хранить благоговение в смиренном сердце, потому что развращающие тебя не принесут тебе пользы в день нужды. Преподобный Ефрем Сирин (27, 85).

Рожденные для такой (вечной) радости, если презрят ее и проведут неблагоговейную жизнь во тьме и неведении Бога, по воскресении будут претерпевать двоякое мучение: поминая и то, что были рождены для неизглаголанной радости, и что презрели ее по легкомыслию и потеряли по своей вине. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 52).

Молитва без благоговения бесполезна (104, 36).

Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь,- все видит, и что ни говоришь, все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою. А отсюда последует страх Божий, благоговение и почтение к Нему, и осторожность в словах, делах и мыслях - как и перед отцом своим не смеешь ни говорить, ни делать ничего пустого. Горе тем, которые перед лицом Божиим бесчинствуют и величия Его не почитают. Святитель Тихон Задонский (104, 37-36).

Дела Божии должны... быть изучаемы и рассматриваемы с величайшим благоговением и вниманием; иначе ни рассмотреть, ни познать их человек не может (108, 377).

Ощущение присутствия Божия наводит на душу спасительный страх, вводит в нее чувство благоговения, а воображение Господа и Святых Его сообщает уму как бы вещественность, приводит его к ложному, гордому мнению о себе (108, 147-148).

В Церкви Божией должно сохранять всевозможные благоговение и порядок как для славы Божией, так и для собственной душевной пользы и для душевной пользы предстоящего народа, который благоговением иноков назидается (112, 16).

Наружное благоговейное предстояние на молитве весьма нужно и весьма полезно для всякого подвизающегося подвигом молитвы, особенно для новоначального, в котором расположение души наиболее сообразуется с положением тела. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112,96).

"НЕ ПРИКАСАЙСЯ КО МНЕ" - ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА МАРИИ МАГДАЛИНЕ, "Не прикасайся ко Мне" - евангельский сюжет, посвященный первому явлению Христа после Воскресения. Святая равноапостольная мироносица Мария-Магдалина была первой, увидевшей воскресшего Иисуса Христа, но не узнала Его. Иисус же сказал: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не вошел к Отцу Моему" (Ин. 20:1-17). По начальным словам этой фразы подобные иконографические композиции ингода именуют "Не прикасайся ко Мне". Мария Магдалина изображается коленопреклоненной пред Христом и протягивающей к Нему руки. Непременная деталь иконы - стены Небесного Иерусалима. Иконография явления Христа Марии Магдалине может совмещаться с композицией "жены-мироносицы у Гроба Господня"

Святитель Димитрий Ростовский пишет: "Запрещая Марии Магдалине прикасаться к Нему, Христос, по толкованию св. Иоанна Златоуста, "возвышает (ее) помышления", потому что "от радости (она) не представляла себе ничего великого", "и через это научает ее более благоговейному с Ним обращению". ...За этим явлением Марии Магдалине последовало явление воскресшего Спасителя и всем женам-мироносицам, когда они шли к апостолам с полученною от ангелов вестию воскресения.
18:14

Рождество Пресвятой Богородицы

В утешение тем, кто не может долгое время родить ребенка. Из книги о земной жизни Пресвятой Богородицы.

Чудны судьбы израильского народа! Ему одному, по справедливости, принадлежит многозначительное название «народа Божия». Ожидание Мессии было средоточием всей веры древних израильтян; с именем Мессии еврей соединял понятие о самом лучшем времени для своего народа. Цари и Пророки желали дожить до этого времени — и умирали, не получив желаемого. Лучшие люди Еврейского народа жили мыслью своей в будущем: отличительными чертами их были — любовь к потомству, желание благоденствия и славы его, стремление в своем поколении обрести обетованное Богом «Семя жены» — великого Пророка» и «Примирителя». Патриархам израильского народа неоднократно было дано Богом обетование о размножении потомства их; это обетование, как одно из важнейших, переходило из рода в род и всегда было живо в памяти народа. Удивительно ли, после этого, что чадородие у израильтян было вменяемо женам в честь и славу, и на многочисленное потомство смотрели, как на великое счастье и благословение Божие. С другой стороны, безчадие почитаемо было тяжким несчастием и наказанием Божиим. так, Авраам жаловался Богу на свое безчадие; Рахиль хотела лучше умереть, чем оставаться бездетною; Анна, впоследствии мать Самуила, неутешно сетовала на неимение детей и в слезной молитве просила Господа о даровании ей сына; Елисавета, мать св.Иоанна Предтечи, прямо называла свое неплодство стыдом, поношением между людьми. И между тем, как часто от родителей, неплодоносящих до известного предназначенного Богом времени, происходили дети, составляющие украшение истории народа Божия! У Авраама родился сын Исаак, один из главных израильских родоначальников; у Анны — Самуил, достославный правитель народа; у Елисаветы — Иоанн, великий Пророк и Предтеча Господень. Это же самое случилось и с родителями Пресвятой Девы.

В обетованной земле, данной Богом Израильскому народу, в горах, окаймляющих с севера Ездрелонскую долину, находился город Назарет. Он лежал на откосе горы и отстоял на три дня пути от Иерусалима и на восемь часов от Тивериады и озера Генисаретского. Во всем Ветхом Завете нигде не упоминается о Назарете: он был так незначителен и маловажен, что евреи не ожидали от него ничего особенного и говорили: «от Назарета может ли что добро быти»? Незадолго до Рождества Христова в Назарете жила благословенная Богом чета — Иоаким и Анна.

Эта чета происходила из древнего царственного рода Давидова. Цари из этого рода, в течении нескольких веков, преемственно занимали прародительский престол, пока Навуходоносор сокрушил царство иудейское: взяв столицу Иерусалим, он отвел лучшую часть народа в плен, известный под именем Вавилонского. Впрочем, потомки Давида, находясь в тяжкой неволе, хотя и не имели скипетра в руках своих, но все еще сохраняли призрак величия. Наконец один из них, Зоровавель, получил впоследствии дозволение не только возвратиться с народом своим в отечество, но и восстановить разоренную Иудейскую столицу. Иерусалим был возобновлен, и народ, по возможности, собран и устроен; но слава царства миновала невозвратно. Зоровавель продолжал управлять иудеями, пока был жив; со смертью же его, древние права царского рода Давидова до того затмились, что о них не упоминается ни в позднейших книгах Ветхого Завета, ни в других иудейских сказаниях. А когда израильский народ подпал под зависимость римлянам и потерял свою самостоятельность, тогда потомки Давида совершенно лишились прежнего величия, и род их окончательно слился с народом.

Таково было состояние славного рода Давидова, когда Иоаким и Анна жили в Назарете. Иоаким происходил из колена Иудова и имел родоначальником царя Давида, а Анна была младшая дочь священника Матфана, от племени Ааронова. Святая чета жила в изобилии, потому что Иоаким был человек богатый и, подобно праотцам Израильского народа, имел многочисленные стада. Но не богатство, а высокое благочестие отличало эту чету между другими и соделало достойной особенной милости Божией. Предание не говорит подробно о добродетелях Богоотцев (так Св.Церковь называет Иоакима и Анну в смысле предков, по плоти, Иисуса Христа), но указывает особенно на одну их черту, которая свидетельствует, что вся их жизнь была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Они ежегодно отделяли две трети своих доходов, из которых одну жертвовали в храм, а другую раздавали бедным. Неотступно следуя всем правилам закона Божия, они, как исповедует Св.Церковь, и в законной благодати были так праведны пред Богом, что удостоились породить младенца Богоданного. Это доказывает, что чистотой и святостью они превосходили всех, чаявших тогда утехи Израилевой.

Таким образом, наслаждаясь душевным миром и ведя жизнь по духу закона Божия, благочестивые супруги, по видимому, были вполне счастливыми; но неплодство Анны, сначала грустно отзывавшееся в их семейных отношениях, наконец, перешло в тоску и безпокойство обоиз святых сердец. Безчадие, как выше замечено, считалось у израильтян состоянием неприятным; но оно было еще более прискорбным и чувствительным для потомков Давида, потому что они, по древнему обетованию Божию, могли надеяться, что от них родится Спаситель мира: при безчадии эта сладостная и великая надежда исчезала. Много и усердно молились супруги, чтобы Бог даровал им детей; но прошло пятьдесят лет их брачной жизни, и неплодство Анны не разрешалось. Это, общее всем праведникам Ветхого Завета, не удовлетворяемое желание скорейшего пришествия в мир Мессии и, вместе с тем, грустное убеждение в безучастии своем в общих целях и надеждах народа, — причиняли Иоакиму и Анне тем сильнейшую скорбь, что они приблизились к старости. По релишиозным чувствам, по тягости народного мнения, по сиротству их теплого сердца, это горе было велико и тяжело для них; но праведные безропотно и со смирением переносили его, стараясь с еще большею ревностью угодить Богу твердым хранением Его закона. Впрочем, при всей кротости и преданности воле Божией, святые супруги не могли иногда не огорчаться тем пренебрежением, какое нередко приходилось им терпеть от соотечественников за их безчадие. При одном случае это пренебрежение, высказанное всенародно, глубоко огорчило благочестивого Иоакима и повергло его в безутешное состояние. В один из великих праздников св.Иоаким, как точный исполнитель закона, пришел со своими соплеменниками в Иерусалимский храм, с намерением принести, по обыкновению своему, сугубую жертву Господу, и представил ее, быть может, еще более с чистым и теплым чувством, чем все другие. Но каково же было удивление праведного мужа, когда некто Рувим стал презрительно отклонять приношение его, говоря: «зачем ты прежде других желаешь принести дары свои Богу? ты недостоин этого как безплодный». Этот неожиданный упрек поразил сердце праведника. Ему представилось, что, может быть, он точно до такой степени грешен, что гнев небесный справедливо преследует его, наказывая безчадием. Эта мысль отняла у Иоакима всю бодрость: он вышел из храма в глубокой скорби. «Увы! — говорил он, — всем ныне великий праздник, а для меня лишь время слезных сетований». Чтобы найти себе хотя бы малое утешение, что, может быть, пример безчадства его не единственный, он из храма пошел посмотреть родословные двенадцати колен. Но удостоверившись здесь, что все праведные мужи имели потомство и, даже столетний Авраам не был лишен этого благословения Божия, Иоаким еще более опечалился и не захотел возвратиться домой, а отправился в дальнюю пустыню — в горы, где паслись стада его.

Сорок дней провел он там в строгом посте и молитве к Господу, призывая на себя Его милосердие и омывая горькими слезами свое безчестие в людях. «Не вкушу пищи, — говорил он, — и не возвращусь в дом мой! Молитва и слезы будут мне пищей, а пустыня домом до тех пор, пока услышит и посетит меня Господь Бог Израилев!» «Боже отцов моих! — молился скорбящий Иоаким, — Ты дал сына праотцу Аврааму в старости: удостой и меня благословения Твоего! Дай плод моему супружеству, чтобы я, хотя в преклонных летах, мог назваться отцом, и не был отверженным от Тебя, Господа моего!»

[Зачатие праведной Анны. Икона XV века. Музей Реклингхаузен, Германия. Изображение большего размера откроется в новом окне.] Между тем слух о происшедшем с Иоакимом в Иерусалиме достиг благочестивой Анны, которая осталась дома. Узнав подробности, а также и то, что Иоаким удалился в пустыню и не хочет возвращаться домой, она предалась неутешной скорби. Считая себя главной виновницей постигшего их горя, она с рыданием восклицала: «теперь я всех несчастнее! Бог отверг, люди поносят, муж мой оставил меня! О чем же более плакать мне, о безчадии ли своем или об одиночестве? О том ли, что я не удостоилась называться матерью, или о вдовьем сиротстве моем?» Во все время разлуки с мужем она почти не осушала слез, не вкушала пищи и, подобно матери Самуила, в тоске просила Бога о разрешении ее неплодия.

В таком тревожном состоянии духа однажды Анна вышла в сад и в молитвенных думах, возводя глаза к небу, увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птичек. Вид этих юных птенцов еще более поразил ее скорбящее от безчадия сердце. «Горе мне, — говорила она, — одинокой, отвергнутой от храма Господа Бога моего и пред всеми униженной дщери израилевой! На кого я похожа? Все в природе рождает и воспитывает, все утешаются детьми; лишь я одна не знаю этого наслаждения. Не могу сравнить себя ни с птицами небесными, ни со зверями земными: те и другие приносят плод свой Тебе, Господи; лишь я одна остаюсь безплодной! Ни с водами: они, в быстрых струях своих, родят во славу Твою живые творения; лишь я одна мертва и безжизненна! Ни с землей: и та, прозябая, прославляет Тебя, Отец Небесный; лишь я одна безчадна, как степь безводная, без жизни и растения! О, горе мне! горе мне!» «Господи, — продолжала она, — Ты, Который даровал Сарре сына к старости и отверз утробу Анны для рождения Пророка Твоего Самуила, воззри на меня и услыши молитву мою! Разреши болезни сердца моего и разверзи узы моего неплодия. Да будет рожденное мною принесено в дар Тебе, и да благословится и прославится в нем Твое милосердие!» Едва Анна произнесла эти слова, предстал пред нею Ангел Божий. «Молитва твоя услышана, — сказал ей небесный вестник, — воздыхания твои проникли облака и слезы твои канули пред Господом. Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради Нее благословятся все роды земные. Ею дастся спасение всему миру и наречется Она Марией!»

Услышав эти слова, Анна поклонилась Ангелу и сказала: «жив Господь Бог мой! если у меня будет дитя, то отдам его Господу на служение, пусть оно служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его во всю жизнь». Прежняя печаль Анны теперь обратилась в радость, излившуюся в восторженной благодарности Богу. Ангел, по благовестии ей, стал невидим.1

Святая Анна, как ни любила своего мужа, как ни желала скорее поделиться с ним своей радостью, но, повинуясь первому движению благочестивого сердца, поспешила в храм Иерусалимский, чтобы там возблагодарить Бога и возобновить обет о посвящении Ему ожидаемого плода.

Ангел Божий, после благовестия Анне, явился и св.Иоакиму в пустыне, и сказал ему: «Бог милостиво принял молитвы твои; жена твоя Анна родит Дочь, о Которой все будут радоваться. Вот и знамение верности слов моих: иди в Иерусалим и там, у Золотых ворот, ты найдешь жену свою, которой возвещено то же самое».

Благоговейная радость объяла сердце святого старца: он немедленно и с богатыми жертвами пошел в Иерусалим и там, действительно, на указанном от Ангела месте, встретил жену свою. Увидев мужа, Анна поспешила к нему с восклицанием: «знаю, Господь Бог щедро благословил меня: потому что я была как бы вдовою и теперь не вдова, была безчадною и теперь буду иметь чадо!» Здесь они рассказали друг другу все подробности явления Ангела, принесли в храме жертву Господу и, судя по ходу дальнейших событий, некоторое время оставались в Иерусалиме, ожидая исполнения полученного ими обетования.2

Вскоре святые Богоотцы увидели над собою совершение этого чудесного обетования: в девятый день декабря православная Церковь празднует зачатие Пресвятой Девы Анною и воспевает: «Анна ныне растить начинает божественный жезл (Богородицу), прозябший таинственный свет — Христа, всех Зиждителя», «Неплодная, плодородящая сверх ожидания Деву, имеющую родить Бога плотью, светится радостно и ликует, громко взывая: радуйтесь со мною, все колена Израилевы: я ношу во чреве и избавлюсь укоризны в безчадии; так угодно Создателю, услышавшему мою молитву и исцелившему сердечную болезнь устроением желаемого мною», «Увидят люди и подивятся — что я стала матерью: вот и я рождаю, потому что так благоволил Разрешивший союз неплодия моего».

Нельзя не благоговеть пред этим чудным зачатием и не видеть в нем необычайных и великих целей Божественного Промысла. Бог видимо хотел приготовить народ Свой к вере в будущие, еще более чудные — зачатие и рождение Единородного Сына Своего: «Таинству, — как поет Св.Церковь, — предтечет таинство». «Дева Матерь родилась от неплодной — говорит св.Иоанн Дамаскин — потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему». «Если, — как замечает св.Андрей Критский, — великое дело то, что рождает неплодная: то не более ли удивительно, что рождает Дева?.. Нужно было, чтобы Тот, Который все и в Котором все, как Господь природы, показал на праматери Своей чудо, сделав ее из безплодной матерью, а потом и в Матери изменил законы природы, сделав Деву Матерью и сохранив печать девства».

И если Иоаким и Анна, еще прежде получения радостной вести, превосходили всех чистотой и святостью, то не более ли возгорели они святой ревностью и преданностью богу, когда удостоились получить благодатное откровение о снятии с них поношения? А вместе с тем святые качества их не привлекали ли к ним в большей мере благоволения Божия и не низводили ли на них благодатные дарования, предуготовлявшие их к чудному событию? Если Пророк Иеремия и Предтеча Господень Иоанн были освящены Богом прежде рождения и исполнились Духа Святаго еще во чреве матери, то еще большее освящение, без сомнения, было усвоено чревоношению праведной Анны. Здесь приготовлялось не одно простое рождение, но вместе с тем и открытие тайны премудрого совета Божия, от века сокрытой и непроницаемой даже для самих Ангелов. Здесь устраивался нерукотворный Ковчег Божий, уготовлялось живое селение Всевышнего. Отсюда должна была изойти Eдинственная и Cвятейшая Дева, Которой, по предречению Пророка (Ис.7:14), предопределялось сделаться Матерью Бога Слова. «Славнейшее таинство, — поет Св.Церковь, — неведомое Ангелам, великое для человеков и от века сокрытое! Вот целомудренная Анна носит в утробе Богоотроковицу Марию, приготовляемую в селение для Царя всех веков и в обновление рода нашего.»
По прошествии дней чревоношения благовестие Ангела исполнилось — св.Анна, в 8 день сентября, родила Дочь. Восторг родителей, освободившихся от «поношения безчадства», был невыразим. явное чудо милости Божией, прежде всего, обратило очи их, полные слез благодарности, к небу — и Иоаким благоговейно взывал к Всемогущему Богу: «Ты, источивший непокорным людям воду из скалы, благопокорным даруешь из безплодных чресл плод, на радость нам». Анна, в безмолвном восторге, возносясь к небу душою, смиренно помышляла: «Заключающий и отверзающий бездну, возводящий воду на облака и дающий дождь! Ты, Господи, дал мне произрастить пречистый плод от безплодного корня». И Св.Церковь, разделяя восторг праведных Богоотцев, взывает вместе с ними всему миру: «Сей день Господень! Радуйтесь, людие!»

Преблагословенная Дева, несмотря на тогдашнюю маловажность, некогда знаменитого дома Давидова, в Своем Рождестве наследовала высокую славу: род Ее, исходя от Авраама и Давида, и продолжаясь много веков, заключал в себе имена ветхозаветных патриархов, первосвященников, правителей, вождей и царей иудейских. Доблести прославленных предков, при самом рождении благодатного младенца, уже украшали имя его. Но все эти преимущества, так много ценимые миром, скоро померкли в лучезарном свете той неземной славы, которую Всевышний уготовал новорожденной Деве.

Святой Иоаким, в живейшей благодарности, принес в храме, какую мог, жертву Богу; когда же настал пятнадцатый д
Просмотров: 151 | Добавил: candst | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Друзья сайта